Новая редакция проекта федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Правительство Российской Федерации на заседании приняло решение одобрить проект нового федерального закона о банкротствеи предложить его на рассмотрение Госдуме в конце декабря 2001 года. Так как за время действия закона о банкротстве, принятого в 1998 году, был обнаружен целый ряд недочетов, было принято решение оптимизировать закон. Недочеты были обнаружены по статьям о защищенности их прав и законных интересов, а также обнаружены пробелы, которые позволяли использовать закон о банкротстве как механизм для уничтожения конкурентов, передела собственности и рейдерских захватов предприятий, также ухода от уплаты налогов.
Для защиты интересов государства-кредитора и предоставления равных прав конкурсным кредиторам и государству-кредитору предложили предоставить уполномоченному федеральному органу право голоса в деле о банкротстве с переводом требований по обязательным платежам в одну очередь с прочими, коммерческими кредиторами. Это новое положение позволяет создать одинаковые условия и для конкурсных кредиторов, и для государства-кредитора, причем на всех стадиях банкротства. Ранее государство-кредитор было привилегированным кредиторов, то есть его требования рассматривались в первую очередь, тогда как требования конкурсных кредиторов отодвигались по времени. Но в то же время государство-кредитор не имело право голоса на собраниях кредиторов, кроме первого.
Законопроектом также предлагалось ввести новую процедуру реорганизации – финансовое оздоровление. Она должна была позволить при наличии определенных условий сохранить учредителям (участникам) предприятия-должника контроль за судьбой предприятия даже в случае, когда возбуждено дело о банкротстве. Упомянутые определенные условия, в частности, включают условие осуществление контроля за деятельностью предприятия-должника и со стороны кредиторов также, а также гарантию выплаты должником долгов.
Так как имели место злоупотребления правом со стороны нечестных кредиторов, был усовершенствован порядок начала процедуры банкротство. Процедура наблюдения начиналась только после того, как заявление кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом прошло проверку на специальном судебном заседании. На этом заседании присутствуют подавший заявление кредитор и должник. Присутствие последнего позволяет ему защитить свои права и исключить возможность необоснованного ограничения его прав. Для возбуждения дела о банкротстве принимаются требования к должнику, которые подтверждены решение суда, вступившим в силу, а также задолженность по обязательным платежам или иным исполнительным документам, а также те требования, которые были признаны должником не ранее, чем за 1 месяц до даты подачи заявления о банкротстве.
Для контроля за деятельностью арбитражных управляющих усиливается защита прав заинтересованных лиц (должник, собственники, трудовой коллектив, кредиторы, которые теперь могут без посторонних лиц отстаивать свои интересы в суде) и дополнить судебный надзор общественным контролем со стороны организаций арбитражных управляющих. Также вводится финансовая ответственность управляющих за счет страхования. Помимо этого, предполагается усложнить вход в профессию арбитражного управляющего для способствования развитию данной профессии.
Для того, чобы получить статус арбитражного управляющего, кандидату необходимо:
- иметь высшее образование и не менее двухлетнего стажа на руководящей должности;
- сдать квалификационный экзамен, который проводят уполномоченный федеральный орган, образовательное учреждение и саморегулируемые организации;
- пройти годичную стажировку в саморегулируемой организации.
Не имеют права становится арбитражными управляющими лица, дисквалифицированные или лишенные в административном порядке права занимать руководящую должность и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицами, входить в состав директоров или в наблюдательный совет, а также управлять делами или имуществом других лиц.
То есть, суммируя все вышесказанное, можно отметить, что с одной стороны, арбитражные управляющие становятся независимыми от сторон в деле о банкротстве и им предоставляются гарантии по защите их прав со стороны чиновников, но в то же время, контроль за их деятельностью сохраняется, что гарантирует защиту интересов лиц, участвующих в банкротстве.
Кроме того, в числе иных механизмов защиты прав участников банкротства следует отметить также:
- установление невозможности возбуждения против должника нового дела о банкротстве в течение 3 месяцев после того, как было заключено мировое соглашение;
- в случае постановления Конституционного суда РФ предусматривается возможность обжалования определений, которые были вынесены в процедуре банкротства по итогам рассмотрения всех разногласий между лицами, которые участвовали в деле. Единственное «но»: порядок обжалования этих определений не должен затягивать процедуру банкротства.
- совершенствуется процедура продажи имущества должника. В обязательном порядке проводятся публичные торги в том случае, если балансовая стоимость имущества, которые подтверждается независимыми оценщиками, превышает 1 млн рублей. В случае, если балансовая стоимость более 100 тысяч рублей, но менее 1 миллиона, договор заключается с лицом, которое предложило наибольшую цену в течение 30 дней с даты публикации объявления в СМИ.