Антикризисное управление предприятием
В очень многих сферах современного бизнеса в последнее время можно встретить такое понятие, как антикризисное управлением предприятием, хотя и возникло оно сравнительно недавно. Появлением на свет это понятие обязано увеличению числа предприятий, стоящих на грани банкротства, в особенности в последнее время. В мировой практике кризис предприятия и последующее его банкротство – не из ряда вон выходящее событие, но в случае с Россией – дело совершенно иное. По некоторым подсчетам, в современной России около четырех пятых предприятий находятся на грани банкротства. В особенности это заметно на фоне мирового экономического кризиса последних лет.
Разные специалисты подходят к проблеме кризиса по-разному. Одни считают, что антикризисное управление должно рассматриваться на микроуровне, другие же, наоборот, рассматривают кризис с глобальной, общепланетарной точки зрения.
В некоторых случая под термином «антикризисное управление предприятием» рассматривается управление предприятием в условиях общего экономического кризиса. Иногда же под этим термином понимается управлением конкретным предприятием, находящимся на грани банкротства.
Мнение о том, когда следует вводить антикризисное управление, также расходятся. Многие исследователи считают, что антикризисные меры следует принимать тогда, когда положение предприятия на рынке очень плохо. Другие же, напротив, предлагают ввести антикризисное предприятие на той стадии, когда еще возможно устранить те явления, которые неблагоприятно влияют на бизнес.
Программа антикризисного менеджмента отличается стратегической направленностью и производится она посредством использования всего потенциала современного менеджмента.
Важную роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент – тактическая составляющая финансового обеспечения бизнеса, при помощи которой управляются денежные потоки и находятся наилучшие условия для решения различных трудностей.
Таким образом можно сделать выбор, что антикризисное управление отличается от обычного в первую очередь своей стратегической направленностью, а также программой, которая, собственно, и делает это управление антикризисным.
Не следует, однако, делать вывод, что существует какая единая схема антикризисного управления, которая позволит вывести организацию из кризиса и, как следствие, спасти ее от банкротства. Система антикризисного управления достаточно гибка и строится согласно проблемам и ситуации в каждой, отдельно взятой, организации. Основные принципы, на которых базируется система антикризисного управления, это ранняя диагностика кризисных явлений в деятельности предприятия, срочность реагирования на эти и иные явления, адекватность реакции степени угрозы и возможность полной реализации потенциала предприятия.
Немаловажным является своевременность диагностики проблем на предприятии и ответная на их наличие реакция, причем в качестве последней может быть даже такая непопулярная мера, как сокращение штата. Чем раньше механизмы решения проблем будут приведены в действие, тем больше шансов у предприятия выйти из кризиса.
Если кризисные проблемы привели предприятие к предбанкротному состоянию, то на то, станет ли предприятие банкротом или нет, может повлиять только внутреннее финансовое положение предприятия.
И, наконец, всегда лучше определиться в том, какие причины привели предприятие к кризису. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Внешние, а они бывают социально—экономическими, рыночными, общегосударственными и пр., к деятельности предприятия никакого отношения не имеют, а следовательно, спрогнозировать их сложно. Вторые, к которым относятся управленческие и производственные факторы, спрогнозировать и проследить проще.